Документация
HTML CSS PHP PERL другое

Модули (packages) Perl

 

Модули (packages) Perl

В Перл реализован механизм модулей. Модуль это группа подпрограмм и переменных обычно включенных в один файл. Внутри одного модуля можно определить другой модуль. Начало модуля определяется директивой:

packages имя_модуля;

Конец модуля это конец блока или файла. Головной модуль имеет по умолчанию имя main. На имя внутри модуля можно ссылаться добавляя '::' после имени модуля.

Например:

$main::var1 - переменная в головном модуле
::var1 - то же самое. Имя main можно опускать
$модуль1::var1 - переменная в модуле 'модуль1'
$модуль1::модуль2::var1 - Модуль2 содержится в модуле 1

Только идентификаторы начинающиеся с буквы или символа '_' хранятся в пространтсве имен текущего модуля. Остальные хранятся в пространстве головного модуля main.

Кроме этого имена STDIN, STDOUT, STDERR, ARGV, ARGVOUT, ENV, INC и SIG так же хранятся в головном модуле.

Таблицы имен

Все имена модуля хранятся в ассоциативном массиве (хеше) с именем модуля к которому добавлены символы "::". Таким образом имена головного модуля хранятся в %main:: , модуля 'mod1' в %mod1:: и т.д. Выражение вида *имя указывает значение элемента хеша 'имя' это удобно для определения констант.

Например:

*pi = \3.14159;

Здесь переменная $pi - это константа пи которую уже нельзя изменить.

Конструкторы и деструкторы

Конструктор - это подпрограмма которая выполняется в момент создания объекта, а деструктор - удаления объекта. Для модуля это подпрограммы с именами BEGIN и END. При определении этих подпрограмм слово sub можно опускать.

Конструктор BEGIN выполняется сразу как только возможно, т.е. как только он определен даже не завершая дальнейший разбор программы. Можно указать несколько блоков BEGIN. Они будут выполняться один за другим в порядке определения.

Деструктор END выполняется последним как только возможно, т.е. при завершении работы интерпрератора. Можно указать несолько блоков END при этом они будут выполняться в обратном определению порядке.

Классы

В Перл нет специального синтаксиса для классов. Но функционально полноценными классами могут быть модули. При этом подпрограммы модуля становятся методами, а с помощью массива @ISA можно реализовать механизм наследования в классах. Более подробно классы описаны отдельно.

Создание библиотеки

Если вы хотоите создать модуль отдельным файлом и использовать как библиотеку подпрограмм, при этом вызывать подпрограммы библиотеки не указывая имени модуля, вам необходимо оформить модуль следующим образом:

package имя_модуля;  # Такое же как и имя этого файла без
                     # расширения '.pm'
require Exporter;    # Обязательная строка для экспорта имен
@ISA = qw(Exporter); # -//-
@EXPORT = qw(func1 func2) # Перечисляем имена функций.
                          # Внимание ! нет запятой!
@EXPORT_OK = qw( $переменная @массив );  # Указать публичные
                # переменные, массивы и т.д. если необходимо
{  # Начало блока модуля
..... 
sub func1
........
sub func2
........
1;
}

Данный файл с расширением ".pm" должен храниться в одной из библиотечных директорий Перл. Они перечислены в массиве @INC одно из них обычно "/usr/local/lib/perl/".

В головной программе вы указываете:

use имя_модуля;

и вам становятся доступны имена подпрограмм данного модуля.

Стандартные Перл библиотеки

Стандартный набор библиотек обычно поставляется с дистрибутивом Перл они разделяются на pragma библиотеки (работают как директивы компилятору) и стандартные библиотеки.

Pragma библиототеки

Данные библиотеки используют как:

use имя;

когда хотят включить действие и

no имя;

когда выключить.

В стандартный набор входят следующие pragma:

diagnostics Включить режим расширенной диагностики
integer Использовать целочисленную арифметику
less Режим минимальной загрузки компилятора
overload Режим переопределения операторов
sigtrap Режим слежения за прерываниями
strict Режим ограниченного использования "опасных" операторов
subs Режим обязательного декларирования подпрограмм
Стандартные библиотеки

AnyDBM_File Возможность работы с разными типами баз данных
AutoLoader Загрузка в память функций только во время вызова
AutoSplit Разделить модуль для автозагрузки
Benchmark Анализ скорости исполнения программы
Carp Предупреждения об ошибках
Config Доступ к конфигурации Перл
Cwd Получить имя текущей рабочей директории
DB_File Работа с базой данных формата Berkley DB
Devel::SelfStubber Режим отладки автозагрузки
DynaLoader Динамическая загрузка библиотек C
English Использовать длинные имена встроенных переменных
Env Импортировать имена переменных окружения
Exporter Обеспечивает экспорт/импорт для модулей
ExtUtils::LibList Определяет используемые библиотеки
ExtUtils::MakeMaker Создает файл проекта Makefile
ExtUtils::Manifest Программы для создания и проверки файла MANIFEST
ExtUtils::Mkbootstrap Применение файла начальной загрузки для DynaLoader
Fcntl Определения как и в С Fcntl.h
File::Basename Синтаксический разбор спецификации файла
File::CheckTree Быстрый проход по директориям диска
File::Find Быстрый поиск файлов по директориям
FileHandle Обеспечивает объектный метод доступа к указателям файлов
File::Path Создание/удаление директорий
Getopt::Long Расширенная обработка опций
Getopt::Std Стандартная обработка опций
I18N::Collate Сравнение символов локалбной кодировки
IPC::Open2 Межпроцессорный обмен по чтению и записи
IPC::Open3 Межпроцессорный обмен по чтению, записи, и обрабоки ошибок
Net::Ping Тест доступа к хосту
POSIX Стандартный интерфейс по IEEE Std 1003.1
SelfLoader Загрузка функций только по вызову
Socket Определение структур и констант как и в С socket.h
Test::Harness Стандартный тест с статистикой
Text::Abbrev Создание таблицы сокращений по списку

Подробное описание каждой библиотеки записано в самом файле.

CPAN

Програмисты всего мира работающие с Перл создали общедоступную библиотеку модулей CPAN. Она доступна через Интернет и содержит огромное количество различных по назначению модулей. К ним относятся документаторы, системные интерфесы, интерфейсы работы с базами данных, работа в сети, с файлами, Интернет-броузеры, системы поиска, огрмоное количество CGI скриптов для Web серверов и многое многое другое.

© 2000- NIV